ые интересы, в "гоббсковском" понимании. Очевидно, что национальные интересы должны включать в себя и корпоративные интересы акторов, выходящих за рамки национальных границ.
Что касается идентичности, то период ломки государственно-центристской модели мира сопровождается потерей идентичности, появлением расколотой и мозаичной самоидентификации23, что ведет к неуверенности, сомнениям, невротическим реакциям, бунтам, или уходу в мир фантазий и грез.
В других случаях идентификация идет по одному из оснований, например, этнической принадлежности, что нередко влечет за собой конфликты. Кстати, не случайно конфликты 1990-х годов получили название "конфликтов идентичности"24. В наиболее ярком виде подобный конфликт идентичности описан в гипотетическом сценарии С. Хантингтон столкновения цивилизаций25.
Названные, а также ряд других тенденций и явлений показывают, что на рубеже веков отчетливо наблюдается противоречие, которое может быть названо "Вестфальским парадоксом". Этот парадокс имеет множество аспектов и "измерений", но все они связаны с тем, что процессы частичной утраты государственного суверенитета и стремления к его сохранению идут параллельно и крайне болезненно.
В условиях "переходности" в сложном положении оказываются и различные общественные дисциплины. Теоретическое осмысление происходящего явно не успевает за развитием реальных процессов. На этот факт обращают внимание многие авторы26.
В связи с отходом от представлений, ориентированных на государственно-центристскую картину мира, которая и отражала Вестфальскую модель, многие исследователи международных отношений вообще "потеряли" предмет своего исследования. Их предметная область значительно сузилась и стала относиться лишь к части реальности, наиболее выпукло описываемой представителями неореалистического направления27, а в теоретико-прикладном плане - такими авторами, как, например Зб. |