современного мира, а также является ли эта тенденция необратимой, и будет ли она развиваться в этом направлении и далее, или она будет приостановлена, поскольку совершенно непонятно, чем могут быть "заменены" национальные государства. В отношении Ялтинско-Потсдамcкой системы дела обстоят сложнее. Здесь взгляды различных авторов совпадают в меньшей степени. Во-первых, далеко неоднозначно решаются вопросы относительно того, что считать основными составляющими этой системы (только ли идеологией и военной мощью ограничивалось противостояние Восток-Запад?); насколько эти противоречия были заложены при разработке вопросов послевоенного устройства? какова была роль ООН и, СБ в частности, в Ялтинско-Потсдамской системе мира? и многие другие. И, тем не менее, если в этой системе в качестве основного стержня рассматривать биполярность, то с окончанием холодной войны она действительно исчезла. В этом смысле исчезла и сама Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Другое дело, что остались многие ее элементы, в том числе и те, которые закреплены международными договорами, что, несомненно, является неким стабилизирующим элементом современных международных отношений.
Тем не менее, наложение обоих кризисов (Вестфальской модели, а также Ялтинско-Потсдамской) на современные реалии дает эффект их усиления, создает условия для развития системного кризиса, который имеет крайне широкое проявление. Иными словами, политический мир конца ХХ столетия оказался в особой фазе своего развития, которая описывается как "точка бифуркации"17, "переходный возраст"18, эпоха неопределенности, противоречивости, "переломности" и т. п. Это тот период, когда происходят качественные изменения сразу по нескольким существенным параметрам.
Период "переходности" крайне противоречив: эрозия суверенитета национальных границ сопровождается стремлениями к его сохранению, поскольку с точки |