либерал-демократами, основная идея которых, во всяком случае, в том виде, как ее формулирует партийное руководство, вполне вкладывается в формулу "Россия - против всех".
Российские национальные интересы в сфере внешней политики имеют достаточно четкие очертания и устойчивые параметры - в той же мере, как реальна и весома совокупность страновых характеристик России как обширной, многонациональной евразийской державы, с характерным для нее соотношением культурно-цивилизационных, историко-эволюционных и социально-экономических, политических и психологических данностей. Другое дело, что эти интересы не вполне осознаны. Но они и в принципе не могут быть верно поняты, если смотреть на внешнюю политику только через призму партийной и идейной борьбы. Ни в одной ведущей стране мира, включая такую довольно высоко "заидеологизированную'', как США, один только морализм в чистом виде никогда не определял внешнюю политику. Рядом с идейными ценностями на шкале приоритетов всегда размещались геополитические интересы. Иначе американская внешняя политика после 1945 г. вылилась бы в нескончаемую цепь войн в защиту прав человека и по-американски понимаемых идеалов политической демократии. Соотношение идеологии и прагматизма менялось, но обе эти линии, к счастью (для Америки и всего мира), всегда сосуществовали.
Не без отталкивания от американского опыта, авторы доклада пытались дать сбалансированное и беспристрастное, прочтение российских интересов во внешнеполитической сфере, держась "серединного" пути, равноудаленности хотя бы от главных разновидностей внешнеполитического радикализма. Важно было проанализировать прежде всего изменившиеся геополитические характеристики России и на этом основании обрисовать контуры, задающие направление поиска новой международной роли России.
Эта задача тем более актуальна, что в стране нет отлаженного и разумно регулируемого процесса принятия внешнеполитических |