уголовно-процессуальным законом, моделирование в криминалистике имеет свои задачи, строго определенный круг субъектов и объектов.
Тем не менее указанные особенности не дают основания для выделения используемого в следственной практике моделирования в качестве одной из разновидностей этого общенаучного метода и для именования его криминалистическим моделированием. Ведь применение моделирования, к примеру, в географии, медицине, педагогике производится также с учетом специфики конкретной науки, тем не менее в литературе не встречаются такие сочетания, как "географическое", "медицинское" или "педагогическое моделирование". Скорее всего, следует остановиться на том, что моделирование - это общенаучный метод познания, а при использовании его в криминалистике он просто адаптируется к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований, отнюдь не становясь от этого криминалистическим.
Не только криминалистика, но и любая наука, которая так или иначе сталкивается с моделированием, обязательно вторгается в область философских исследований. В силу этого анализ сущности и определения понятия "модель" целесообразно начать с анализа некоторых общефилософских позиций по указанному вопросу.
Моделированию как методу научного познания посвящен целый ряд философских исследований, в которых исследована его эволюция, рассмотрены логические, гносеологические и частнонаучные аспекты2. И все же, несмотря на возросшую интенсивность исследований в этой области, проблематика, связанная с выявлением сущности моделирования, пределов и возможностей его использования, далеко еще не исчерпана.
Каждый исследователь при анализе обширного круга научной литературы по проблеме моделирования открывает для себя целый спектр значений термина "модель". В арсенале современной науки едва ли можно найти еще понятие, |