кладывается под влиянием различных социальных факторов, возникает в результате тех или иных отношений субъектов. Хотя возможны и иные пути образования ситуаций, например, в результате действий сил природы, вызывающих стихийное бедствие и т.д.
Выявляя сущность ситуации, следует четко разделять:
а) объективное содержание ситуации;
б) субъективное значение, придаваемое ей субъектом ситуации в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера.
Довольно часто объективное содержание ситуации может отличаться от того, как воспринимает ее познающий субъект. Однако в любом случае не следует упускать из виду того, что в конечном итоге субъект поступает исходя не из того, какая ситуация есть в реальности, а исходя из того, как он ее воспринял и оценил.
Именно в связи с особенностью восприятия ситуации субъектом выделяют и так называемые проблемные ситуации, содержащие противоречие, которые не имеют однозначного решения, представляют собой соотношение обстоятельств и условий, где разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.
Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности субъекта приводит к появлению его потребности в новых знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективизация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного субъектом самому себе, и является начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом ситуации. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условий действия.
Социально-психологический аспект проблемной |