ветственности.
Иногда в посткриминальных ситуациях преступник теряет самоконтроль: проявляет интерес к следствию по делу; продает или использует сам имущество, нажитое преступным путем; чтобы поднять свой авторитет показывает осведомленность в преступном событии.
В других посткриминальных ситуациях преступник прибегает к инсценировке преступления несчастным случаем, уничтожает следы на месте происшествия, что к моменту расследования преступного события существенно меняют картину преступления.
Посткриминальная ситуация, как правило, завершает цепь ситуаций криминальной деятельности, за которой в большинстве случаев следует система ситуаций сферы уголовного судопроизводства. Заметим, однако, что для латентных преступлений характерно иное. Посткриминальная ситуация, завершая цепь криминальных ситуаций, не выходит на серию уголовно-процессуальных или криминалистических ситуаций, а замыкается на цепи очередных бескриминальных, то есть простых жизненных ситуациях.
Структурный состав любой криминальной ситуации можно представить в качестве совокупности следующих компонентов: субъект, объект преступления, иные участники преступного события, деятельностная сторона ситуации (действия преступника и действия потерпевшего), мотивы, цели и результаты преступного деяния, время, место, обстановка совершения преступления.
Выделяя практическую значимость ситуационного подхода к изучению преступной деятельности, отметим, что поэтапная мысленная реконструкция криминальной ситуации:
* помогает в определении направлений расследования;
* может быть использована в процессе доказывания;
* позволяет прогнозировать действия преступника в предкриминальной, собственно криминальной и посткриминальной ситуациях;
* дает возможность следователю проследить преступление в динамике, способствует установлению |