ду способом применения научных знаний
и юридической целью их использования*(5).
Однако разработка вышеуказанных критериев определяет именно основания
использования тех или иных познаний, но не дает дефиницию понятия "общеизвестные
познания", которое носит, по нашему мнению, субъективный оценочный характер,
так же как и термин "общеобразовательная подготовка".
Соотношение специальных и общеизвестных познаний по своей природе изменчиво,
зависит от уровня развития социума и степени интегрированности научных знаний
в повседневную жизнь человека. Расширение и углубление познаний о каком-то
явлении, процессе, предмете приводит к тому, что знания становятся более дифференцированными,
системными, доступными все более широкому кругу лиц - сфера обыденных знаний
обогащается. Так, например, в конце 80-х годов на разрешение судебной экспертизы
вполне мог быть поставлен вопрос, каково предназначение клавиатуры или магнитного
диска, входящих в комплект ЭВМ. Сейчас этот вопрос решается на уровне общеизвестного
знания.
Одновременно идет и обратный процесс. За счет более глубокого научного
познания явлений, процессов, предметов вроде бы очевидные, обыденные представления
о них отвергаются, возникают новые научные обоснования, которые приобретают
характер специальных познаний. Так, нередко следователи, судьи, должностные
лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, для установления |