|
теории криминалистики.
Так, к примеру, Р.С. Белкин утверждает, что "общая теория - это научное отражение всего предмета криминалистики, включая ее науковедческую часть, основное содержание которой составляет система частных криминалистических теорий, взятая в целом"1.
Исходя из этого определения общая теория криминалистики есть, по сути дела, совокупность составляющих ее частных теорий. Однако сам же Р.С.Белкин в своих дальнейших рассуждениях отмечает, что частные криминалистические теории "могут быть "более общими" и "менее общими", отражая соответственно большую или меньшую предметную область, более или менее значительную группу явлений и процессов"2. Такая терминология представляется нам не вполне четкой.
"Общая теория криминалистики - это раздел науки, содержащий учения, теории, которые являются общими для всех отраслей этой науки и имеют приложения только к практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а не к самой науке1, - полагает А.А.Эйсман, называя общей теорией лишь один из разделов криминалистической науки - ее теоретические и методологические основы.
Нам представляется, что наиболее логичной и обоснованной выглядит позиция Н.А.Селиванова, который в отличие от вышеназванных авторов, считает, что "криминалистическая теория - это система понятий, принципов, знаний о закономерных связях, касающихся как общей для всей науки криминалистики проблем, так и относящихся к ее отдельным частям. Первые представляют собой общие криминалистические теории, а вторые - частные"2.
По нашему мнению, есть смысл в использовании однозначного толкования основных терминов языка криминалистической науки. В частности, всю совокупность криминалистических знаний целесообразно именовать теорией криминалистики.
В свою очередь, содержание теории криминалистики будет представлено совокупностью как общих,
|