гики" освещает абсолютный метод познания, раскрывает диалектическое движение понятия. На этом пути философия, по мысли Гегеля, предстает как объективная, показательная наука. Хотя в "Науке логики" речь идет о диалектике понятия вообще (а не понятия права), однако это произведение имеет не только специальный логико-философский, гносеологический, но и общесоциальный смысл. Суть дела, конечно, не в отдельных проницательных и исторически прогрессивных суждениях по политико-правовым вопросам, содержащихся в этой работе. В обоснованной здесь концепции диалектического развития резюмированы воззрения не только Гегеля-философа, но и Гегеля-исследователя социально-политической, правовой, этической и исторической проблематики. Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть "всеобщий способ, в котором все отдельные способы сняты и заключены"21. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что ни один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.
Философия, поясняет Гегель в "Науке логики", есть "наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ наивысший - понятие"22. Абсолютная идея
[9]
как "единственный предмет и содержание философии" имеет "разные формообразования", по Гегелю, и философское постижение "самоопределения и обособления" абсолютной идеи - "задача отдельных философских наук"23. Такой "отдельной философской наукой" является наряду с "философией истории", "философией религии", "историей философии" и т. д. также и "философия права".
Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право, политика и т. д.) предполагает |