другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятием18.
Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями19. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрывается в "Философии права"20. Этой понятийной трактовкой права "Философия права", содержащая систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному, отличается от всех других произведений Гегеля, где в той или иной мере и форме также затрагивается тематика права и объективного духа.
Так, в "Феноменологии духа", где освещается нравственность (право, мораль, государство, война и т.д.), нет понятийного рассмотрения затрагиваемых объектов, но
[8]
есть лишь путь являющегося и развивающегося сознания в направлении к понятию, тогда как в научной системе философии (начиная с "Науки логики" и включая "Философию права") речь идет именно о диалектическом движении понятия.
В "Феноменологии духа" Гегель показывает "путь" постижения духом своего понятия; дальнейшее развертывание духа есть собственно философская наука в ее гегелевском понимании. Итак, значение всей "Феноменологии духа" в ее отношении к системе гегелевской философии состоит в обосновании понятия как специфического инструмента философского анализа. Без уяснения особого смысла категории "понятие" вообще невозможно понять ни один из разделов гегелевской системы философии, в том числе и "философию права".
Продолжая намеченное в "Феноменологии духа", Гегель в "Науке логики" |