|
которые дадут нам также дальнейшее разъяснение вышеуказанной манеры противополагания. Господин Гуго говорит там (5 изд. § 53), "что Цицерон хвалит "Двенадцать таблиц", имея при этом в виду философов10", "философ же Фаворин11 относится к ним совершенно так, как с тех пор ряд великих философов относились к позитивному праву". Г-н Гуго там же раз и навсегда дает готовое объяснение подобному отношению которое, по его мнению, основано на том, что "Фаворин был так же далек от понимания "Двенадцати таблиц", как философы от понимания позитивного права". Что касается наставления, данного философу Фаворину юристом Секстом Цецилием12, которое приводится у Геллия13 (Gellius, noct. Atti. XX.I), то в нем прежде всего высказывается пребывающий и истинный принцип оправдания того, что по своему содержанию лишь позитивно. "Non ignoras,- очев. хорошо говорит Цецилий Фаворину,- legum opportunita-tes et medelas pro temporum moribus et pro rerum publicarurn generibus, ас pro utilitata praesentium rationibus, proque vitiorum, quibus medendum est, fervoribus, mutari ac flecti, neque uno statu consistere, quin, ut facies coeli et maris, ita rerum atque fortunae tenapestatibus varientur. Quid salubrius visuni est rogatione illa Stoloms etc. quid utilius plebiscito Voconio etc.- quid tam necessarium existimatun est, quam lex Licinia etc.? Omnia tamen haec obliterata et operta sunt civitatis opulentia etc."14. Эти законы постольку позитивны, поскольку их значение и целесообразность
[64]
коренятся в обстоятельствах и тем самым вообще имеют только историческую ценность, поэтому они и носят преходящий характер. Мудрость законодателей и правительств, проявившаяся в том, что они сделали и установили исходя из существующих обстоятельств и условий времени,- дело особое и должно быть оценено историей, и признание истории будет тем более глубоко, чем более оно будет поддержано с
|