шений, норм и институтов, раболепие перед власть имущими и прочие "грехи", связанные с апологией сложившегося порядка с присущими ему недостатками.
Отвергая подобные оценки и интерпретации, Ф. Энгельс писал: "Таким образом, это гегелевское положение благодаря самой гегелевской диалектике превращается в свою противоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, оно, следовательно, неразумно уже по самой своей природе, заранее обременено неразумностью; а все, что есть в человеческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. По всем правилам гегелевского метода мышления тезис о разумности
[13]
всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует"29.
Известно, что "действительность", согласно Гегелю,- это не просто "существование", а такое существование, которое обладает свойством необходимости (и, следовательно, также и разумности), что действительность - это единство сущности и существования. В очередном издании своей "Энциклопедии философских наук", появившемся после публикации "Философии права", Гегель счел необходимым специально остановиться на вызвавшем большие споры положении о разумности действительности и подчеркнуть различие между действительностью и существованием. Он, в частности, писал: "Когда я говорил о действительности, то в обязанность критиков входило подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так как в подробно написанной "Логике" я рассматриваю также и действительность и отличаю ее не только от случайного, которое ведь тоже обладает существованием, но также и от наличного бытия, существования и других определений"30.
Большой интерес представляют записи и свидетельства по данному вопросу слушателей гегелевских лекций по философии права. |