амбуле или в первых статьях, в Основном законе США можно выяснить только в ст. IV; одним из ее положений является следующее утверждение: "Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления". О форме правления самих США предоставлено судить лишь юридически образованному читателю.
Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. Одна из причин - повышенная "жесткость" Основного закона, сложная процедура его изменения. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая "живая" конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы '. Порядок, при котором поправки "дописываются" к основному тексту, не облегчает ее понимания, поскольку отмененный текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное изменение и уточнение порядка избрания и замещения должностей Президента и Вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV).
Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа "сдержек и противовесов". Таким образом, Конституция распределяла компетенцию "по горизонтали" на федеральном уровне (ст.1-III), "по вертикали" (между Союзом и штатами-ст.1 и IV), устанавливала порядок изменения самого Основного закона (ст. V), содержала разноплановые положения в ст. VI, часть из которых утратила силу (о признании Соединенными Штатами доконституционных долгов), а другие, напротив, приобрели особое значение (например, нормы о соотношении внутреннего и международного |