в истории
существования этой философской дисциплины, принято называть материальной,
или субстанциональной философией истории. Это название призвано отделить первую
разновидность философии истории от второй, связанной с рефлексией относительно
природы исторического познания, особенно теоретических способов постижения
истории, и соответственно обозначаемой как формальная или рефлективная"*(7).
Украинский ученый И. В. Бойченко, соглашаясь с этой точкой зрения, выступает
адептом выделения третьей разновидности философии истории: "Как видно, в этом
случае, и это довольно типично, выделяются, по сути, только две ипостаси философии
истории - онтологическая и гносеологическая, поскольку третья, методологическая,
лишь подразумевается, отождествляясь с другой - гносеологической: Между тем
особенно важным и отдельным, специальным, предметом исследования, по крайней
мере, в современной философии истории, являются также методы познания и преобразования
исторической действительности, их природа, механизмы их формирования и использования.
В этом срезе философия истории приобретает значение методологии истории"*(8).
В литературе встречаются и иные трактовки, основывающиеся на более широком
подходе. Так, И. С.Кон выделяет четыре аспекта, присутствующих в любой философии
истории: 1) онтологический; 2) гносеологический; 3) методологический; 4) логический.
При этом методологический |