том
философского рассмотрения, то во втором она хронологически излагается во всемирном
масштабе. По Гегелю, философия истории или философская история "означает не
что иное, как мыслящее рассмотрение" всемирной истории*(5).
Широкое распространение получило деление проблематики в рамках философии
истории на два основных направления: онтологическое и гносеологическое. При
этом, однако, определились несколько позиций. Некоторые ученые, хотя признают
существование указанных направлений, но, являясь сторонниками того или другого,
главное внимание обращают или на исследование бытия исторического процесса
(О. Шпенглер, А. Тойнби), или на проблемы познания исторических явлений (В.
Дилтей, Б. Кроче, В. Виндельбанд, Р. Коллингвуд, Р. Арон, А. Данто). В рамках
гносеологического направления исследовались также логико-методологические
проблемы историографии; некоторые авторы (К. Поппер, К. Гемпель) считали своей
задачей описание и анализ используемых историками исследовательских процедур
и объяснительных приемов.
Другие, узко трактуя философию истории, считают, что она должна заниматься
только онтологическими (например, ранний Н. Кареев, из современников - А.
Ивин) или только гносеологическими проблемами (например, Г. Зиммель, В. М.
Хвостов).
Третьи исходят из единства онтологического и гносеологического аспектов.
Например, из современных исследователей И. А. Гобозов, |