переходов и попытка обойти их либо оставляет теорию в границах оторванных от жизни, сугубо абстрактных схем, либо ведет к выводам, имеющим вульгарный и, как правило, пагубный для реальной экономики характер.
Выработка наиболее общих положений теории, таких, как производство и распределение, обмен и потребление, рынок, спрос и предложение, осуществляется с помощью метода научной абстракции, реализованного либо самим исследователем, либо его предшественниками. При этом происходит отсечение всей конкретной фактуры: история и особенности страны, структура ее производства, наличие или отсутствие естественных монополий, внешние связи и роль государства, его международные обязательства, реальное соотношение цены и стоимости, познавательные способности и информированность индивидов, духовный склад населения и состояние общественного сознания, характер вероисповедания и соблюдение постов и т.д.
Когда всемирно известный учебник П. Самуэльсопа "Экономикс" был рекомендован в качество учебного пособия в Великобритании, то оказалось, что его надо переписать. Его содержание было оторвано от реальности, которая была нужна экономистам-профессионалам страны. Надеюсь, что аналогии, которые возникают в данной связи с использованием исадаптированных переводов западных учебников в российской практике, понятны читателю.
В итоге для выработки продуманной и эффективной социально-экономической политики общественное сознание должно восстановить все эти отсеченные условия (условия, от которых абстрагировалась теория). И только тогда возможна выработка надежной, отвечающей данным условиям нации модели преобразований. Именно такую задачу и решает то, что Витте называл реалистической школой, и то, что впоследствии было реализовано в концепциях современного институционализма.
Постановка вопроса о примате развития национальных производительных сил, высказанная С.Ю. Витте и другими представителями российской школы, вряд
|