тех пор то, что создано вчера, будет считаться дурным завтра, и будет создаваться сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильною экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния".
И подобная российская, во многом уникальная школа экономической мысли сложилась на рубеже XIX-XX веков. Она была представлена такими выдающимися, хотя и очень разными учеными, как М. Туган-Барановский и П. Струве, И. Янжул и А. Миклашевский, Д. Пихно и Н. Бунге, Д. Менделеев и А. Чупров. Их продолжателями стали Н. Кондратьев и А. Чаянов, Л. Юровский и В. Леонтьев.
Российская школа не вписывается в традиционно излагаемые в учебниках направления экономической мысли. Для нее характерна своя особая система ценностей с выделением на первое место развития национальных производительных сил, всеобщего блага (не путать с уравниловкой!) и заботы о человеческих нуждах. Она более широко рассматривает факторы экономического успеха, признавая особую роль духовных и нравственных начал. Поэтому индивидуальное, личное благо рассматривается не просто как самоцель, а, скорее, как фактор и условие развития производства. Здесь есть своя внутренняя логика: благополучие нации имеет высшую ценность, иначе (в расколотом обществе) богатство будет либо разворовано, либо сожжено.
Конечно, не все сводится к подобным упрощениям. В нормальном, устоявшемся обществе личное и общественное благосостояние едины. Но сегодня доказано, что при децильном коэффициенте, превышающем 10, общество находится за порогом стабильности и безопасности, оно взрывоопасно, чревато революциями. Российские же экономисты, большинство из которых были сторонниками, пусть глубоких, но реформ, чутко улавливали эту грань.
История России, ее масштабы, характер расселения и быта заложили глубокие основы не индивидуального, а коллективно обустроенного семейного или, |