очность других направлений.
Выделяя преимущества реалистической школы, Витте высказывает четыре связанных между собой и дополняющих друг друга соображения.
Первое. Он считает классическую школу "космополитической", поскольку она напрямую связывает человечество и отдельного индивида и придает своим законам физический, или надобщественный характер. При этом "она упускает из виду, что между отдельным человеком и человечеством существует еще особая экономическая единица - нация. Эта единица представляет собою нечто органически целое, связанное верою, отдельностью территории, кровью, языком, литературою и народным творчеством, нравами и обычаями, государственными началами и учреждениями, инстинктом самосохранения, стремлением к независимости и прогрессу и проч. Единицы эти не выдуманы людскою фантазией или капризом, а сложены исторически, самою природой и законами общежития. Они составляют необходимое условие общечеловеческого развития".
Второе. В соответствии с данным тезисом реалистическая экономия иначе, чем классическая школа, трактует открытые ею законы, в том числе закон спроса и предложения. "Реалисты не возводят закон спроса и предложения в закон физический, а оставляют за ним то значение, которое он имеет в действительности, то есть значение экономическое. Они указывают на то, что закон этот не есть следствие мироздания, а существующей организации человеческих обществ. Поэтому реалисты признают возможность видоизменений в проявлениях закона спроса и предложения сообразно различным особенностям общественной организации".
Третье. При такой трактовке экономических законов особенность реалистической школы, "характеристическая научная ее черта заключается в признании ею относительности организации народного хозяйства, которая должна сообразовываться со временем, местом и всеми социальными условиями данного общества". В разных работах Витте уточняет наименования отдельных стадий, но четко |