|
польза» всех верноподданных, «сильное и доброе состояние»
государства, «вечный мир с короною Шведскою». В речи Г.И.Головкина прозвучали
ставшие широко известными слова, что делами царя его «верные подданные из тьмы
неведения на феатр славы всего света, и тако рещи, из небытия в бытие
произведены и во общество политичных народов присовокуплены...» 30.
Инициаторы поднесения императорского титула Петру I, Сенат и Синод,
действовали, как объявлялось, от «общего всех верных подданных лица», то есть
источником имперского звания царя признавалась воля народа, «всех чинов» 31.
Таким образом, в обосновании имперского звания русского царя явственно
проступило влияние европейской естественно-правовой теории (Г.Гроций, Т.Гоббс,
С.Пуффендорф). Прежде всего, был создан образ идеального «мудрого правителя».
Этот «мудрый правитель» трудился на благо подданных, а с точки зрения
идеологических постулатов нового времени «конечная вина установлений власти» —
«всенародная польза», «общее благо». Наконец, новый титул монарх получал от
представителей «всех чинов» своего народа, что вполне соответствовало
характерному для эпохи рассмотрению некоторых вопросов происхождения и форм
правления вне теологических догматов 32.
Ориентация на Запад, или европоцентризм сознания, проступила и в том, что
исключительно высоко оценивались «политичные» государства Западной Европы, к
которым присоединялась Россия,
|