тативно влиявшим на соответствующее его взглядам проведение внутриполитического курса (М.Н. Катков, кн.В.П.Мещерский), либо совмещал в одном лице и государственного деятеля, и идеолога (митрополит Филарет, К.П. Победоносцев)3. С учетом роли, сыгранной в становлении ПИРК славянофилами, к анализу привлекаются их работы, датируемые, как правило, дореформенным периодом.
В целях показа итогов развития ПИРК в состав рассматриваемых авторов включен И.А.Ильин. Расцвет творчества этого мыслителя пришелся на послереволюционное время, когда была окончательно сокрушена идеология ортодоксального консерватизма, намеревавшегося увековечить все, что им признавалось 'исконным' (т.е. сохранить основные характеристики России в период до 1905 г., а в некоторых аспектах - и до 1861 г.). Суть пришедшей ей на смену модификации консервативной мысли, И.А. Ильину удалось раскрыть, пожалуй, лучше всех. При изучении творчества представителей ПИРК в первую очередь подлежит исследованию то, что составляет концептуальное "ядро" любой правовой идеологии: рубежи онтологического, гносеологического и аксиологического горизонтов, обусловливающие возможности интерпретации ими тех или иных правовых явлений, и прежде всего - "шкалу оценки" этих явлений; набор вопросов, связанных с функционированием правовой системы (а также предлагаемые решения).
Задача суммарной характеристики правовых воззрений идеологов русского консерватизма предполагает изучение источников (как в смысле идейных влияний, так и в собственно текстуальном смысле). В этой связи нельзя забывать, что консервативные мыслители были не столько профессиональными философами права, сколько видными государственными и общественными деятелями, известными публицистами. В фокусе внимания должны поэтому оказаться не только их высказывания, непосредственно касающиеся природы права, его возможностей и социальных функций, но и их реакция на частные эпизоды общественно-политической |