политическому и консерватизму культурному не всегда совпадает. Во-вторых, не все идеологи русской 'правой' на протяжении всей своей мировоззренческой эволюции занимали последовательно консервативные позиции. Наконец, в-третьих, консерватизм как таковой едва ли можно причислить к популярным социально-политическим позициям, а потому сравнительно мало кто решался безоговорочно отождествлять с ним свои взгляды. Относительно немного авторов, из тех, чье творчество пришлось на пореформенный и послереволюционный периоды, и кто не принадлежал ни к либеральному, ни к демократическому лагерю, решался без обиняков именовать себя 'консерваторами'.
И все же, несмотря на то, что духовное наследие исследуемых авторов представляет собой совокупность разнородных по своему происхождению, содержанию и масштабу идей (чья 'консервативность' вовсе не прокламировалась), комплекс этих идей, без сомнения, содержит целостное - консервативное - видение социально-политических процессов. Общим для всех ответвлений консервативной идеологии было отрицание либеральных и леворадикальных социально-политических моделей.
Конечно, поскольку ПИРК не однотонна, постольку изучение ее по большей части должно являться исследованием особенностей правовых воззрений, которых придерживались авторы, примыкающие к названным выше направлениям (и течениям внутри направлений). Но нельзя рассматривать идеи русских консервативных мыслителей изолированно друг от друга, не учитывая их взаимовлияния и преемственности. Дискуссии нередко приводили к селективной адаптации критикуемых положений.
Что касается конкретных авторов, обращение к творчеству которых помогло бы представить ПИРК во всей ее многогранности, то в данном исследовании можно встретить имена тех, кто либо явился создателем значительных произведений, выразивших идеологию консерватизма в более или менее систематизированном виде (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров), либо был |