обязательства этому предписанию покориться. Необходима высшая оправданность такого подчинения, для которой недостаточно одного того, что норма имеет 'государственное' происхождение и была принята при соблюдении надлежащей процедуры. Ильин, заявляя о недопустимости аксиологической иррелевантности позитивного права, говорит о том, что зафиксированное в его норме представление об юридически должном должно быть устремлено к высшей религиозно-этической ценности - 'правде' - подобно тому, как представление об эстетически должном устремлено к такой ценности как 'красота', а представление о гносеологически должном - к 'истине'. точно также любое соприкосновение здорового правосознания с позитивной нормой должно быть опосредовано эмоционально-волевыми импульсами, связанными с религиозным миросозерцанием в широком смысле ('совестный призыв', 'чувство долга', 'живая дисциплина, владеющая человеком').
Проблема ценностных 'маяков' правомерного поведения была глубоко небезразлична для всех представителей исследуемого нами типа правовой идеологии. ПИРК, чей генезис пришелся на пору упадка традиционной морали, покоящейся на религиозном миросозерцании, тяжело переживала, что - как то казалось ее авторам - взаимосвязь норм морали и норм права чем дальше, тем больше становится скорее словесно-декларативной, чем реальной. Законопослушность, по мнению, в отстаивании которого особое рвение проявили славянофилы, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, должна быть не оппортунистичной (т.е. сугубо внешней покорностью), но вырастать из внутреннего согласия с содержанием данной нормы. Пиетет перед правом не должен редуцироваться к 'устойчивой привычке считаться с предписаниями внешнего уполномоченного авторитета'. Так, по Тихомирову, ислам проигрывает христианству именно тем, что в нем 'нравственное начало состоит не в самом качестве духа, а в покорности предписанному режиму, внешнем исполнении правил'43. Для Ильина же исповеданием,
|