аповеди. Лишь единство этих свойств сообщает позитивному закону аксиологическую доброкачественность. Неистребимый порок либеральных учений о праве, по Победоносцеву, - потеря сознания глубинной связи закона с библейскими и евангельскими заповедями29. Его не на шутку страшит, что в будущем 'законодатель общества не признает в жизни никаких мотивов, кроме физиологических, и о нравственных мотивах не упомянет вовсе'. Между тем, главным руководством для людей должно неизменно 'оставаться Моисеево десятословие', которое, в отличие от переменчивых предписаний земных властей, исходит из существующего извечно 'разделения между светом и тьмой, между правдой и неправдой' и предназначено облегчить переход человека к 'свету и правде'. Закон божественный нацелен на 'пробуждение совести в человеке', поэтому-то и 'основная непререкаемая санкция' закона юридического должна состоять не столько в 'материальной каре, которую можно избегнуть, по несовершенству человеческого правосудия', сколько во 'внутренней каре', достигаемой лишь прочным соответствием содержания правовой нормы духу религиозно-этической нормы. Формулировка состава преступления, градация наказаний, сама процедура возложения ответственности - все это должно помочь 'немедленно обличить нарушенную заповедь в душе нарушителя'30.
Вообще категория 'закон' ассоциируется Победоносцевым с нравственной силой. Одна разновидность законов - законы юридические - может создаваться людьми и изменяться ими же, отсюда их условность и относительная ценность. Напротив, законы морали (нравственности), неотрывные от христианского вероучения - произвольно не возникают. Отсюда их абсолютная ценность, а следовательно, и превосходство над законами юридическими. Правоприменитель обязан принимать наилучшее, в (победоносцевской терминологии - 'правдивое') решение, которое, соответствуя закону 'как он должен быть', отвечало бы абсолютным нормам 'правды'.
Аналогичным образом
|