я о традиции (социальной, политической, культурной) следует различать в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя - система знаний, ценностей, предписаний, устанавливающих связь индивида с культурой и общественным порядком, и передаваемых из поколения в поколение. Внутренняя - субъективное переживание традиции человеком, т.е. постоянная актуализация им прошедшего ("верность прошлому"). В традиционном обществе, каковым являлась не только допетровская Русь, но и дореформенная Россия, отсутствует внутренняя сторона традиции, т.е. традиционализму не оставляется места. Однако модернизация (реформы Петра I, реформы 1860-х гг.) способствует появлению традиционализма, возникающего при осознанном решении следовать традициям, становящихся для традиционалиста (типа, появляющегося тогда же) самостоятельными ценностями. Уже одним своим появлением традиционализм, не исключая и такой его разновидности, какой была ПИРК, показывает, что традиция, к которой он призывает вернуться, перестала быть таковой для большей части общества (т.е. произошла утрата традицией своей внешней стороны)22. Будет правильно говорить о пристрастии консерваторов к тем социально-культурным объектам, которые в большей степени, чем остальные выступали оплотом традиционности. Другое дело, что различные течения внутри ПИРК по-разному представляли себе тот объект, который заслуживает наибольшей охраны в силу своей наибольшей традиционности. У славянофилов это "народность" и церковь. У М.Н.Каткова - государство, у К.П.Победоносцева - государство и отчасти церковь. У К.Н.Леонтьева - строго сословная организация общества и произросшая на этой почве аристократическая культура ("цивилизация"): "цивилизация обыкновенно надолго переживает государства, которые ее произвели... цивилизация, культура есть сложная система отвлеченностей (религиозных, государственных, философских, нравственных и художественных), вырабатываемых всей жизнью наций"23.
Если
|