ие доверием", "уполномочие", "юрисдикция", "полноправность", "умственный ценз", "утилитарность", "растрата", "сбережение", "ассигновка", "борьба с предрассудком" и т.п."20.
Следует сказать, что аксиологический монизм консерваторов выполнял именно идеологическую роль, о чем свидетельствует порицание ими аксиологического монизма в тех случаях, когда речь шла о культивировании каких-либо непринадлежащих консервативной аксиологии ценностей. Взять хотя бы осуждение всех разновидностей "прогрессизма" (европоцентризм, либерализм, демократизм и т. д.) ввиду их односторонности, упрощающей многообразие реального мира.
Традиционализм. Абсолютными ценностями русского консерватизма были, начиная с эпохи 'великих реформ', национально-культурная Традиция и оберегающий её социально-политический Порядок. 'Мы объявили себя решительным врагом либерализма, черпающего свои идеалы и свою разрушительную политическую программу из Французской революции, соединённой с европейской цивилизацией; врагом того движения вперёд, которое должно заключаться в постепенном ниспровержении Русского государственного строя и перемещении центра тяжести от престола Царя-самодержца на разные трибуны и скамьи политиканов-говорунов, людей без преданий и без связей со своим народом', - провозглашал один из видных идеологов пореформенного консерватизма21. Апологетизация политической, социальной и культурной традиции и забота об ее сохранности придаёт системный характер разработкам консервативных мыслителей России во всех областях гуманитарного знания (социальной философии и эстетике, политической и правовой идеологиям). Значение традиций состоит в том, что они - 'мост', по которому из поколения в поколение происходит передача навыков строительства государства и сосуществования в государстве. Традиция есть коллективная память общества, приобщаясь к ней, каждое последующее поколение обогащается опытом, накопленным поколениями предшествующими.
|