нтьев обрушивался на "тех ни к чему не внимательных русских людей, которые не отвергают ничего и не держатся ничего строго"16. Наконец, в XX в. И.А.Ильин ополчается против предлагаемой исследователям в области гуманитарных наук (в том числе - ученым-правоведам) методологической установки на "свободу от ценностей", провозглашающей обязанность исследователя во что бы то ни стало избегать привнесения в процесс познания "субъективных" ценностных моментов. Безграничная терпимость, по Ильину, подтачивает и устои общества, и личное существование человека, которые должны стоять на ценностях, в абсолютности которых никто не вправе усомниться. К сожалению, это не дано понять людям, для которых "все "условно" и "относительно", которые ни в чем не цельны и не окончательны"17. Ильин винит 'консенсус', фетишизируемый либерализмом, за нарочитое безразличие к идеологическим моментам, пока не происходит посягательства на сам принцип плюрализма.
Если либерализм измеряет совершенство общественной системы степенью ее идейной фрагментации, то консерватизм, напротив, стоит на позициях аксиологического монизма, считая, что люди объединяются в такие коллективы, как государство и нация не только для защиты совместных интересов, но и защиты общих ценностей. Из этого делался вывод о том, что эти коллективы должны быть не плюриверсумом, но универсумом, являя собой в идейном плане единство, а не конгломерат враждебных (или, по крайней мере, чуждых) друг другу ценностей. Согласно ПИРК залогом солидарности - социальной ('соборность') и идейной ("единомыслие") - выступает готовность индивида жертвовать своими интересами вплоть до полного отказа от их преследования (пусть даже эти частные интересы признаются законом и закрепляются в нем). К.П.Победоносцев, Л.А.Тихомиров, И.А.Ильин называют подводные камни ценностного плюрализма - нигилизм и безответственность - доказывая, что человеку на протяжении всей своей жизни не обойтись
|