енностность которых обосновывалась другими, априорными ценностями). Чем меньше ценность обосновывается другими ценностями, тем менее она относительна и тем выше её ранг. Предпочтение относительных ценностей абсолютным, ведущее к преобладанию "фиктивных величин, которыми люди взаимно прельщают друг друга", составляло, по мнению консерваторов, едва ли не главную примету пореформенной России12. Консервативная критика подмены непреложных ценностей - понятиями, представляющими порой лишь видимость ценностей, а на деле паразитирующими на них, в рамках ПИРК не затухает и в ХХ столетии: "слова "прогресс", "гуманность", "свобода", равенство", переживаются ... так, как если бы каждое из них выражало неоспоримую аксиому "добра" и "света"..."13.
При этом консервативное правопонимание крайне антирелятивистично. Ни одна из правовых идеологий не отрицает значение ценностей как регулятора поведения людей. Но мало где наблюдается столь глубокая убежденность в том, что человек на протяжении всей своей жизни имеет дело именно с объективными ценностями (или антиценностями), а не с их субъективной оценкой. Так, правоприменительная деятельность характеризуется митрополитом Филаретом как 'поиск Истины'. Разубеждение в этом судьи, внушение ему того, что он не в состоянии ни открыть истину в законе, ни отыскать ее в разбираемом деле - было бы равносильно 'уничтожению и Закона, и Правосудия'14.
В своих проповедях он клеймил интеллектуалов-распространителей релятивистского отношения к традиционным ценностям и институтам за то, что они вместо того, чтобы "устроять блага народа правильной деятельностью в спокойном послушании власти, колеблют здание общества, обращая в вопросы и споры то, что признано при учреждении обществ, положено в их основание и утверждено необходимостью"15. Взору пореформенных консерваторов таящаяся в релятивизме угроза "обесценивания" традиционных ценностей открылась еще более глубоко. К.Н.Леонтьев |