|
и выслеживают следы христиан и их отпечатки, берут из следа кусок дерна и сторожат его, надеясь таким образом лишить человека здоровья или жизни?"
Как видим, для народной культуры, если понимать под этим "низовой" бесписьменный, устный пласт средневековой культуры, отличный от ее "элитарной", "официальной", письменной традиции - пласт, который в том или ином объеме реализовался в повседневной жизни практически всех слоев общества, на протяжении всего средневековья, характерна совершенно иная и парадоксальная ситуация. Наряду с официальным объяснением болезни Божьей карой за грехи или испытанием праведникам, в обыденной жизни продолжали существовать традиционные объяснения, унаследованные от дохристианской эпохи. Более того, в повседневности именно они и доминировали. Несмотря на то, что христианская этиология была известна всем и каждому, в экстремальной ситуации, когда необходимо излечить болезнь, в обществе "срабатывали" какие-то иные умственные "механизмы", и люди гораздо чаще стремились объяснить болезнь (а объяснение причины ее возникновения было первой и самой важной частью лечения) как это было принято традиционно, а не вмешательством далекого и непонятного Провидения. В течение нескольких столетий все усилия церкви, направленные на искоренение "злостных суеверий", "внушенных Дьяволом", оставались безрезультатными, и некоторые из традиционных этиологии, например, объяснение болезни колдовством или "дурным глазом", дожили до наших дней. Причина этого коренится прежде всего в устном, бесписьменном характере народной культуры, обусловившем ее необычайную жизнеспособность и приспособляемость к меняющимся условиям и позволившем ей сохранить как бы "законсервированными" целые фрагменты архаической, "варварской" картины мира, т. е. глубинного, "первоначального" пласта народного сознания с присущим ему так называемым мифологическим
|