|
овая церковь стремилась привить своим прихожанам.
Но действительно ли воспитательные усилия церкви увенчались полным успехом, и христианское объяснение (этиология) болезни было единственным и главенствующим в повседневной жизни средневекового общества? Усомниться в этом заставляют нас источники, которые в отличие от "официальных" медико-теологических сочинений содержат сведения о повседневной жизни, быте и нравах самых обыкновенных людей: крестьян, ремесленников, мелких рыцарей и купцов, викингов, - о том, в чем они видели причину болезней, как лечились, как относились к больным. Из проповедей, обличающих невежество и грехи прихожан, из "покаянных книг" (пенитенциалий - перечней вопросов, которые задает священник на исповеди) мы узнаем, что в обыденной жизни люди часто объясняли возникновение болезней, так же как и внезапную, непонятную смерть - неудачные роды, рождение детей-уродов и разные другие несчастья - воздействием колдовства, "дурного" глаза, "вредом" со стороны мертвых, "стрелами" эльфов, домовых и других сказочных существ, населявших, согласно средневековым народным представлениям, весь окружающий мир.
С точки зрения официальной церкви, подобные объяснения болезни были "суевериями", "ложными фантазиями" глупых женщин, "сбитых с толку Сатаной", а потому уличенные в таких заблуждениях наказывались церковным покаянием - епитимьей. Всякий раз во время исповеди священник допытывался у прихожанина: "Уж не веришь ли ты в то, что некоторые женщины способны умерщвлять без всякого видимого оружия крещеный люд и, сварив их мясо, поедать его, а вместо сердца вложить в тело солому, или деревяшку, или что-либо подобное, чтобы сделать их снова живыми?" После такой процедуры человек, как думали, заболевал без видимой причины и умирал. Или: "Не поступала ли ты так, как в обычае у некоторых
103
женщин, повинующихся дьявольской воле?
|