исту. - Дом, что имеет Тебя вратами, - это небо, где обитает Твой Отец".
Христос-Агнец, Христос-Пастырь, Христос-Учитель иконографии раннего Средневековья и XII в. уступил место в XIII в. Христу-Человеку, возродившему своими страданиями человека. Он - Новый Адам, рядом с ним Пречистая Дева - Новая Ева. Но прежде всего он был ХристомСтрадальцем, Страждущим: это - Христос Страстей, Бичеваний, Распятий, Сострадания. Новое благочестие выдвигало на первый план всю человеческую жизнь ХристаЧеловека, ставшего Богом - от Благовещения до Вознесения. Земное существование Христа - одна из излюбленных тем искусства, начиная с XIII в. Ей посвящались специальные театрализованные действия, мистерии. Одно из самых выразительных иконографических воплощений жизни Христа - фрески итальянского художника Джотто в капелле дель Арена в Падуе (1304-1306 гг.). XIV век породил образ Иисуса, облеченного в пурпурную мантию, в короне из терниев, которого Пилат демонстрирует толпе. Обращаясь к Христу, Иоанн, согласно Евангелию, говорит: "Esse Homo" - "Вот Человек". Этот образ Христа был призван символизировать один из исключительных моментов человеческой истории, но одновременно - это также символическая фигура страдающего, униженного, но божественного по своей природе человека. Великая тайна человеческой истории, пишет Ж. Ле Гофф, которую на протяжении всего долгого Средневековья пытались объяснить теологи, - почему Бог принял решение сделаться человеком, смирить себя в Христе.
Но человек, согласно христианской мифологии, не замыкается один на один с Богом. Он, его душа, был ставкой в той вечной борьбе, которую ведет против Бога - Духа Добра, Сатана - Дух Зла. Человек должен сам принимать решение поддаваться или нет греховным искушениям и таким образом выбирать Рай или Ад. За душу человека сражаются две армии сверхъестественных сил: ангелов и демонов. В этой |