|
в богатой христианской литургии, а еще раньше в самом строении религиозной архитектуры. Смысл двух главных типов церковных зданий объяснил Гонорий Августодунский. И круглая, и крестообразная форма являлись образами совершенства. Легко понять, что круглая форма несла в себе завершенность круга. Но нужно понимать, что крестообразный план здания - это не только изображение распятия Христа. Еще важнее то, что форма adquadratum, базирующаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших Вселенную. И в том, и в другом случае церковь олицетворяла макрокосм.
Символика чисел. Структурируя мысль, она стала одним из главенствующих принципов в архитектуре. Красоту выводили из пропорциональности, из гармонии, отсюда и превосходство музыки, основанной на науке чисел. "Знать музыку, - говорил Фома Йоркский, - это значит прежде всего знать порядок всех вещей". Архитектор, согласно Гильому Пассаванскому, епископу Манса с 1145 по 1187 г., - "это композитор". Соломон сказал Господу: "Ты все расположил мерою, числом и весом". Число - это мера вещей.
Так же как и слово, число смыкается с реальностью. "Создавать числа, - говорил Тьери Шартрский, - это значит создавать вещи". И искусство, поскольку оно является подражанием природе и творению, должно руководствоваться счетом. Согласно Кеннету Джону Конанту, вдохновитель построения церкви аббата Гугона в Клюни, начатой в 1088 году..., монах Гунзо (миниатюра изображает его видящим во сне Павла и Этьена, которые намечают ему веревками план будущей церкви) был признанным музыкантом... Символическим числом, которое как бы вбирало в себя, согласно Конанту, всю числовую символику, использованную при построении здания, считалось в Клюни число 153; это количество рыб в Чудесном лове рыбы...
94
...Викторианский монах Гуго Сен-Викторский в трактате из "Латинской патрологии", разъясняя
|