|
ьтура ("народная религиозность") стала объектом целенаправленных ограничений и нападок как со стороны протестантских церквей, так и со стороны обновленного католицизма".
Там же. С. 279-280, 284, 287, 290-292, 297, 298, 300, 307-308.
18
СИМВОЛИЗМ МЫШЛЕНИЯ
Весь средневековый культ проникнут символизмом... Церковь не довольствуется тем, что ставит свой культ в связь с Христом, Богоматерью и святыми чисто словесными воспоминаниями о них и посвящением особых дней празднованию тою или иного события. Она не устает отображать истины веры, жизнь Христа и события священной истории в своих обрядах, храмах, в мельчайших, бесконечно умножаемых мелочах культа. Чтобы напомнить о втором пришествии, около середины хора привешивают кусок пакли, и епископ, проходя, зажигает его на виду у мирян: так и мир будет сожжен огнем. Папа и сослужащие ему иереи символизируют Христа и апостолов; процессии - почитание, в день Вознесения оказанное Христу апостолами, когда вместе с ним сошлись они на гору Елеонскую. В последние три дня страстной седмицы [страстной недели] - с того самого вечера, как предан был Христос -
89
умолкают колокола, "потому что замолкли в те дни апостолы и проповедники и другие, подразумеваемые под колоколами", В пятницу, в знак предания Христа на смерть, тушат все свечи, и богослужение оканчивается во тьме. - Все оставили Христа, но не все сразу, и поэтому свечи тушатся не сразу, а то одна, то другая, постепенно; и в некоторых церквах тушат их восковой рукой - рукою предателя Иуды. Вся ночная служба в эти последние дни исполняется "громким, как бы страшным голосом", дневная же - тихим; только антифон к псалму Benedictus намеренно громким и как бы устрашающим, обозначая шум когорты, приведенной Иудой, чтобы пленить Христа. Обычно пышно украшенный, но бедный во время поста алтарь обнажают два дьякона, совлекая с него покрывало,
|