|
едьм, церковь месте с тем нуждалась в том, чтобы подменить их магию своими собственными экзорцизмами, заклинаниями. Существовал ритуал "отлучения болезни". Его формула гласила: "Отлучаю тебя, пособник смерти, во имя Отца и Сына и Духа Святого, и во имя Богоматери Девы Марии, и четырех евангелистов, и двенадцати пророков, и двенадцати апостолов, и всех мучеников и исповедников, и дев, и ста сорока четырех тысяч тех, кто во имя Божье претерпели страсти: да не будет тебе никакой власти в сем рабе Божьем, но отыди от него, не причинив никакого вреда. Во имя Того, Кто приидет". В этом тексте, как и во многих других церковных формулах заклинания, бесу - виновнику болезни ("пособнику смерти") противопоставляется сонм сакральных сил...
Одним из средств исцеления было изготовление свечей размером с тело больного или весом, равным его весу. Подобная, казалось бы, далекая от христианства практика нашла тем не менее свое отражение в церковных формулах благословения этих свечей: совершая такой дар Богу, больной мог рассчитывать на Его помощь и исцеление. Либо при взвешивании тела больного на другую чашу весов возлагали даримые им продукты - зерно, сосуды с маслом и вином, воск и т. п.
87
Итоги
Рассмотренные выше церковные формулы вводят нас, - пишет А.Я. Гуревич, - в мир архаических верований и нерассуждающего ритуализма. Христианский пласт в формулах прикрывает поведение, весьма далекое от того, какое проповедывалось с кафедры, И тем не менее, полагает исследователь, "вряд ли правомерно отграничивать в формулах христианство от суеверий и язычества - они представляли собой единый сплав". Важно также иметь в виду и то другое обстоятельство, что "запечатленная в формулах религиозно-мистическая практика получила распространение в церковном приходе; во многих формулах особо подчеркнуто, что то или иное заклятие, например осуждение зверей
|