|
монополию священников, сакраменталии: благословления и заклятия использовались и "вне священного места в доме и в поле, в конюшне или в стойле, в амбаре и в саду - где угодно. То были своего рода "мирские сакраменты", осуществляемые тем не менее с участием духовного лица".
Сакрально-магические процедуры церкви
Многие из них... близко напоминают языческие ритуалы, античные или варварские. Таков, например, обход полей с изображениями богов у галлов и германцев. Христианские миссионеры, которые не могли не видеть в этом обычае нечто недопустимое, были бессильны запретить его, поскольку в глазах населения он был необходим для обеспечения урожая злаков, и они пошли на христианизацию этого ритуала. Праздники в честь Цереры или германской богини земли Нертус приобретают некоторые новые черты,
83
и литании, процессии, призывы святых и Бога становятся неотъемлемыми компонентами церковного ритуала; вместо веселой распущенности язычников вводятся покаяния в грехах и подаяния бедным, устраиваются ночные бдения близ мощей святого покровителя, с пениями и молитвами, после чего наутро совершается обход полей с изображением святого. Такую реформу архаического праздника плодородия предприняла, в частности, аббатиса Марксвида в местности близ Билефельда в 940 г. Верующие воздвигали кресты в садах, виноградниках, на полях, с тем, чтобы отвести от своих насаждений градобитие, бурю и "все нападки врага", то есть нечистой силы. Эти кресты благославлялись церковью, хотя впоследствии отдельные богословы осуждали подобную практику как суеверие, поскольку она, на их взгляд, не фиксировала внимание верующих на страстях Христа и укрепляла их "язычество".
...В формуле одного из благословений хлебов содержится имя архангела Панхиела, которого молящиеся призывают "защитить нивы от червей и злых духов", но это имя было запретным в церкви, признававшей
|