|
бъемлющая система магических действий, ритуалов, молитв, заклинаний давала традиционному обществу своего рода "технику безопасности". Позволяла ли себе церковь, осуждая народную магию, сама пройти мимо этой неодолимой и постоянной потребности народа? На протяжении всего Средневековья она постоянно старалась удовлетворить эту потребность.
Для культа, почитания Бога церковь располагала системой сакраментов, или таинств (причащение, крещение, священство и др.), при посредстве которых верующие приобщались к Творцу и могли достичь спасения души. Но наряду с таинствами была выработана серия т. н. "сакраменталии" или "малых сакраментов", дополнительных вспомогательных средств, религиозных церемоний, формул, ритуалов, на
82
правленных на обеспечение благополучия человека. Богословы (Гуго Сен-Викторский и другие) придавали сакраменталиям исключительно символическое значение, и в тех или. иных освященных и используемых церковью предметах (свечи, святая вода, соль, хлеб, пепел, колокол и т. п.), и в связанных с ними ритуалах видели знаки, символы Христа и его деяний, человеческого рода, смерти, покаяния, божественной мудрости. Они не признавали за сакраменталиями самостоятельной силы и сверхъестественных спасительных средств, независимых от божественных таинств, Но такова была доктрина. В церковной же практике сакраменталии приобрели характер защитных амулетов, целительных процедур. Символический смысл сакраменталии был затемнен... утрачен, и вместо него они были насыщены, в глазах тех, кто их применял, магическими способностями, хотя и получаемыми от Творца. Например, употребление святой воды заключалось уже не только в очищении души от грехов, но также и в чудодейственном ее влиянии на человеческое здоровье и в противодействии колдовству и нечистой силе. В отличие от сакраментов, которые обычно отправлялись в церкви и представляли собой
|