дом", так и высшем, интеллектуальном.
Мы стремимся не только познакомить читателя с современной концепцией средневекового человека, как носителя культуры, но и дать (преимущественно в приложениях) представление о лаборатории ее изучения и о "языке" средневековой культуры. Современному человеку непросто понять этот язык еще и потому, что это была эпоха, когда господствующую роль в общественном сознании играла религия - христианство, причудливо переплетавшееся с дохристианскими верованиями и представлениями. Но христианство являлось нормой и знаковой системой для западноевропейского мира: всякая мысль облекалась в образы христианского мифа, в традиционную фразеологию, почерпнутую из Священного писания и трудов отцов церкви. Из принципов христианского мировоззрения исходили и господствующий феодальный класс, и сотрудничавшая с ним церковь, также как и их критики и еретики. И подобно всякой религии, христианство имело тенденцию переносить земные проблемы в неземные сферы. Вместе с тем, понятийная система христианской идеологии, и это хорошо видно из наших материалов, при всей ее традиционности и внешней неизменности ее топосов (общих мест), клише, чутко реагировала на запросы общества, потребности повседневной жизни.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуревич А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу//Споры о главном. М., 1993.
Гуревич А.Я. К читателю//Одиссей. Человек в истории. . М., 1989.
Бессмертный ЮЛ. Споры о главном. Международный коллоквиум "Школа "Анналов" вчера и сегодня" //Новая и Новейшая история. 1990. № 6.
Ястребицкая А.Л. Обзор материалов коллоквиума "Школа "Анналов"//Новая и Новейшая история. 1990. № 6.
11
Человек, каким его представляло средневековье
Западноевропейский мир XI-XV столетий, где христианское религиозное сознание господствовало, пронизывая всю. общественную ткань, исходило из универсальной |