людей. Люди сами творят свою историю. Человеческие поступки и реакции во многом диктуются не столько материальными интересами, сколько сложившимися представлениями, идеалами, мировосприятием в целом, культурной традицией. Именно поэтому человек с его внутренним миром, исторически и культурно обусловленным, выдвигается сегодня в центр исторического исследования. Это не означает, что историки перестали интересоваться событиями или памятниками культуры. Нет, они интересуют их по-прежнему, но иначе - не сами по себе, а как выражение "языка культуры", представлений и социального поведения людей, продиктованных их мыслительными и эмоциональными установками.
Новые задачи и новая проблематика исследований средневековой культуры повлекли за собой переориентацию ученых на новые источники - те типы исторических памятников, которые, хотя и были известны специалистам давно, вниманием их не пользовались. Это - литературные сочинения, жития святых, так называемые покаянные книги - "вопросники",- своеобразные практические руководства, которыми пользовались священники, исповедуя прихожан, нравоучительные проповеди - "примеры", в которых широко представлены "случаи из жизни" для воспитания и наставления в благочестии паствы; рассказы о чудесах, видениях и т. п. В отличие от богословских трудов этот вид сочинений, хотя и принадлежащий также перу церковных писателей, отражает глубинные пласты массового сознания и социальной психологии - его фольклорные истоки и причудливую смесь христианских представлений с нехристианскими обычаями. Анализируя эти жанры среднелатинской словесности, историки стремятся "докопаться",
10
пишет А.Я. Гуревич, "до той мыслительной, понятийной, аффективной, социально-психологической почвы, на которой возникает собственно средневековая культура и которой она питается", добавим от себя - на всех ее уровнях, как "народом", |