|
навание своих в ходе битвы, но приобрели затем гораздо более широкое
51
значение, став важнейшим детерминативом человека, определителем его места в обществе, его отличительным знаком.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978. С. 85-871.
7
О ТРЕХЧАСТНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
"Община верных образует единое тело, но три тела включает в себя государство, ибо иной закон, закон людской, различает два класса, поскольку дворяне и сервы живут по разным уставам. Один класс - воины, покровители церквей и защитники народа, всех без исключения, как сильных, так и слабых, заботящиеся также и о своей безопасности. Другой класс - сервы; сии несчастные имеют что-либо лишь ценой мучительного труда. Кто с абаком в руке мог бы подсчитать все заботы сервов, их тяжелые работы и долгие переходы? Всем - деньгами, одеждой, пропитанием - снабжают они весь свет. Ни один свободный человек не смог бы прожить без сервов, ни выполнить какой-либо работы, ни совершить какой-либо траты. Мы видим, что короли и прелаты сами - сервы своих сервов. Серв кормит хозяина, утверждающего, что это он кормит серва. И не видит серв конца своим слезам и горестям. Так дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Три соседствующие части не страдают от своей раздельности: услуги, оказываемые одной из них, служат условием для трудов двух других; в свою очередь каждая часть берет на себя заботу о целом. Так это тройственное сочленение остается единым, благодаря чему закон может
1См. Часть четвертую.
52
торжествовать, а люди - вкушать мир" (Епископ Адальберон Ланский. Из поэмы, посвященной королю Роберту Благочестивому, 1080).
Символическая притча - "Пример об овцах, быках и собаках"
"Предназначение овец - давать молоко и шерсть, быков - пахать землю, псов - защищать овец и быков
|