|
ой местности. Один из них, некто Симон, мэр Корбрёза, которому было более семидесяти лет, заявил, что, согласно "молве", капитул может облагать людей податью и что он поступал именно так "с незапамятных времен". Другой свидетель, архидиакон Жан, бывший каноник, заявил, что он видел в капитуле "старые свитки", где было записано, что каноники имеют право облагать податью жителей Орли, и слышал, что такой обычай существовал "со времен глубокой древности" и что капитул верил этим свиткам, "принимая во внимание древность записи".
Даже в том, что касается знати, гарантией почтенности была прежде всего древность рода. Именно это, скорее, чем отбор высшего духовенства по социальному признаку, в большей степени объясняет значительное количество знатных среди святых и тот факт, что благородное происхождение приписывалось многим святым, на самом деле его не имевшим. Это то же самое, что генеалогия Иессея, доказывающая древние царские корни семьи Марии, то есть земной семьи Иисуса Христа. Что как не пережиток средневекового сознания, заставлял архиепископа парижского времен Реставрации наивно заявлять: "Господь наш не только был сыном Божьим, но он еще и происходил из прекрасной семьи".
Там же. С. 305-306.
6
КОСТЮМ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СИМВОЛОВ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Человек средневековья придавал одежде, пожалуй, даже большее значение, чем его потомки. Вопрос о том, как одеваться, переплетался в его представлении с проблемами морали и социального статуса. Каждый должен был носить платье, соответствующее его положению и ни в коем случае не оскорбляющее общественную нравственность. Тема одежды - одна из постоянных тем средневековых моралистов и проповедников.
49
Жуанвиль, французский историк XIII века и сенешаль Людовика IX, передает один очень выразительный в этом отношении эпизод, наблюдателем и участником которого был он сам. Однажды
|