|
овье кишело путниками и они постоянно встречаются нам в иконографии. Вооружившись посохом в форме греческой буквы тау (он быстро станет символом), согбенные они идут по дорогам - отшельники, паломники, нищие, больные. Этот беспокойный народ символизировали также слепцы, такие, какими их описывает одно фаблио: "Однажды по дороге близ Компьена брели три слепца без поводыря и провожатого. На них была ветхая одежда, и они имели одну деревянную плошку на троих. Так шли они дорогой в Санлис".
Церковь и моралисты относились к странникам и даже к самому паломничеству с недоверием
Гонорий Августодунский в начале XII века был склонен его [паломничества] осуждать или по крайней мере воздерживаться от рекомендации. "Есть ли заслуга в том, спрашивает в "Светильнике" ученик, - чтобы идти в Иерусалим или посетить другие святые места?" И учитель отвечает: "Лучше отдать деньги, предназначенные для путешествия, бедным". Гонорий допускает единственный вид паломничества - ради покаяния. Им наказывался любой тяжкий грех, оно было карой, а не воздаянием. Что касается тех, которые предпринимали его "из любопытства или мелкого тщеславия", как говорит тот же учитель в "Светильнике", то единственный профит, который они из него извлекают, состоит в том, что они смогли увидеть красивые места, прекрасные памятники да потешили свое тщеславие". Странники были несчастными людьми, а туризм-суетностью...
44
"Жалкая действительность паломничества"
...Это часто история того бедного человека, о котором рассказывает "Золотая Легенда": "Около 1100 года от воплощения Господа некий француз отправился с женой и сыновьями в Сантьяго-де-Компостеллу, отчасти чтобы бежать от заразной болезни, которая опустошала тогда его страну, отчасти же, чтобы увидеть могилу святого. В городе Памплоне жена его умерла, а хозяин постоялого двора отнял у него все деньги и даже кобылу,
|