|
а как коллективной личности, не оставался неизменным. Он трансформируется и усложняется с началом второго тысячелетия по мере возрастания ценности мирского состояния, усложнения общественной структуры и специализации общественных функций (разряды, статусы, сословия), роста социальной напряженности особенно с XII-XIII и в XIV-XV вв., когда урбанистическое развитие западноевропейского общества выдвигает такие новые социокультурные типы человека как "горожанин", "интеллектуал" (тип наиболее сложный, объединяющий в глазах средневекового человека тех, кто работает "словом и разумом", а не руками), "купец"; когда чрезвычайно расширяется спектр "маргиналов" - людей, отброшенных обществом на самый крайний его полюс: нищие, бродяги, еретики и евреи, акробаты и музыканты, проститутки, прокаженные, имеющие уродства, но также и ростовщики. Одновременно возникают новые страхи и новые "одержимости"; самые мощные и массовые из них, получившие особенное развитие уже в XVI-XVII столетиях, - страх смерти и охота на ведьм, которую возглавила церковь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
О ЧЕЛОВЕКЕ-СТРАННИКЕ
Средневековое общество не было миром "неподвижных
домоседов"
Собственность как материальная или психологическая реальность была почти неизвестна в средние века. От крестьянина до сеньора каждый индивид, каждая семья
42
имели лишь более или менее широкие права условной, временной собственности, узуфрукта. Каждый человек не только имел над собой господина или кого-то обладающего более мощным правом, кто мог насильно лишить его земли, но и само право признавало за сеньором легальную возможность отнять у серва или вассала его земельное имущество при условии предоставления ему эквивалента, подчас очень удаленного от изъятого.
Норманнские сеньоры, переправившиеся в Англию; немецкие рыцари, водворившиеся на Востоке; феодалы Ильде-Франса, завоевавшие феод в Лангедоке
|