|
дальным для христианской идеологии, сосредоточенной на человеке как "образе и подобии Божьем". Вплоть до XII-XIII вв. чудесное оставалось главным образом принадлежностью традиционной, "народной" культуры, фольклора. Но одновременно церковь стремилась, особенно начиная с XIII в. "нейтрализовать" эти традиции чудесного, постепенно преобразовывая их, наполняя новым, христианским смыслом. Церковь тщательно разделяла чудотворное
34
(сверхъестественное "божественное", христианское) и чудесное (сверхъестественное "естественное" - языческое), отодвигая его постепенно в осуждаемую область суеверий. Особенность чудесного, согласно этой концепции, таким образом в том, что источником его выступают силы разнообразные, в том числе и природные, тогда как источник чудотворного - один: Бог, божественная сила.
Бог мог позволить себе вмешательство в законы природы, как это имело место в случаях установления истины в ходе судебного разбирательства. "Бог на стороне правого" - эта прекрасная формула, - пишет Ж. Ле Гофф, - узаконивала один из самых варварских обычаев Средневековья" - доказательство истины посредством чуда, так называемый Божий суд. Обвиняемого испытывали огнем, через который он должен был пройти, или раскаленным металлом, держа его в руке, остававшиеся при этих испытаниях в живых, считались невиновными (см. стр. 78-80). Выбор Бога мог дать знать о себе и в результате поединка (ордалии). В 1215 г. IV Латеранский собор запретил ордалии и физические испытания с целью определения виновности или невиновности обвиняемого, заменив их устными или письменными свидетельствами.
В чудесном средневековый человек находил противовес банальности повседневного размеренного существования. Это - особый универсум, мир - во всем противоположный земному, обыденному. Там изобилие пищи, нет нужды в одежде, топливе, тяжком труде. И именно к сфере чудесного
|