|
улеты, священные предметы (см. стр. 69-70).
Таким образом, мир средневекового человека наполняли чудеса. "Чудесное", по выражению Ж. Ле Гоффа, - те врата, через которые выходит к нам значительная часть средневекового мира воображаемого. Внимание исследова
2-1074 33
телей средневековой культуры больше всего привлекает в чудесном "система прочтения сверхъестественного". Они стремятся выяснить его истоки, соотношения фольклорного, языческого и христианского элементов, функции "чудесного" в средневековом обществе.
"Чудесное", считает Жак Ле Гофф, один из крупнейших исследователей проблемы мировидения средневекового человека, - больше, чем другие элементы средневековой культуры и менталитета принадлежит предшествующим эпохам. Свои представления о чудесном Средневековье черпало из разных источников - памятников Античности, варварской, языческой, мифологии, фольклора, Библии. Но христианство в целом внесло мало нового в эту сферу средневековой культуры.
"Чудесное" - то, чего нет в действительности, но, что могло бы быть, что выходит за рамки нормального, естественного. Чудесное обычно связывали с различными местами, странами (горы, острова, источники, замки и т. д.), человекоподобными существами (великаны, карлики, феи), фантастическими животными (грифоны, драконы и т. д.) и людьми (женщина-змея Мелузина, женщины-птицы - сирены), чудесными предметами (рог изобилия, волшебное кольцо, делавшее невидимым). Оно проявляло себя через сны, видения, в магических действиях, ведовстве, в фантастических описаниях людей, животных, населяющих окраины Ойкумены и в фантастических чудовищах изобразительного искусства (см. стр. 57-59, 69-77).
Христианство в принципе было нетерпимо к чудесному, которое как бы противостояло его запретам и табу, утверждая культ чревоугодия, праздности и беспечности, трансформируя человека в животное, что было особенно
|