яющих приблизиться к пониманию содержания средневековой культуры и ее творца - средневекового человека, воссоздать его образ и особенности восприятия им мира и себя в этом мире, системы ценностей, определявшие и организацию жизни и отношения между людьми.
Об этом "открытии" Средневековья и пойдет речь в данном очерке. Он знакомит с результатами и материалами исследований средневековой культуры крупнейшими современными учеными как зарубежными (Марк Блок, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, Филипп Ариес), так и российскими (А.Я. Гуревич, Л.М. Баткин, Ю.Л. Бессмертный), работы которых заложили основы нового, социокультурного направления изучения западноевропейского Средневековья - так называемой новой исторической науки или исторической антропологии. Об этом необходимо сказать особо.
Речь идет о том, чтобы связать воедино социальную историю и историю культуры Традиционно считалось, что история культуры изучает лишь "высшие" ее достижения: творчество великих мыслителей, художников, поэтов, музыкантов, шедевры искусства (достаточно вспомнить структуру учебников по истории для средней школы и вузов!). Подобный подход к определению содержания понятия "культура" и предмета истории культуры новая историческая наука считает недостаточным и ограниченным. Действительно, признавая, что культура творится немногими и является достоянием лишь части общества, этот подход,
8
во-первых, оставляет "вне культуры" подавляющую его часть, "серую массу", во-вторых, создает непреодолимый (или объясняемый примитивно в духе "детерминированности" - "причинной" зависимости "надстроечных" явлений от "базисных") разрыв между духовными свершениями человека, его общественным сознанием и его социальной жизнью, практикой.
Именно на преодоление этого разрыва и направлен новый подход к изучению средневековой культуры и к трактовке ее содержания. В основе его - представление |