|
кельнской епархии": "два крестьянских рода смертельно враждовали между собой, и случилось так, что главы обеих семей скончались в один и тот же день и, поскольку принадлежали к одному и тому же приходу, были погребены в одной общей же могиле. Произошло "неслыханное чудо": их тела повернулись задом друг к другу, толкаясь и пинаясь, так что в борьбе участвовали и головы, и ноги, и спины; они дрались с такою силой, как если б то были кони, а не люди. Пришлось их выкопать и похоронить в разных могилах. Вражда мертвецов послужила уроком для оставшихся в живых, которые достигли примирения", но души этих крестьян продолжали враждовать и в Аду" (Там же. С. 76).
"Тот свет", как он виделся средневековому человеку, не имел ничего общего с вечным покоем и сном, не говоря уже о том, что происходящее там поразительно напоминало сцены повседневной жизни горожанина или крестьянина. Вот еще один рассказ "очевидца", священника, "побывавшего" в мире ином: "Бесы хлопотали и бегали там с места на место. Одни приводили души умерших, другие принимали их, третьи подвергали их пыткам. Стон и шум, вопли и плач раздавались со всех сторон. Не обходилось дело и без путаницы. В Аду появился гильдесхаймский епископ Конрад, но князь тьмы приказал отправить его назад: "Не наш он, ведь убит невинным". Священник визионер притулился у дверей, и заметивший его Дьявол сказал: "Мы очень заняты, сейчас мы от него отделаемся". Вина этого священника заключалась в том, что, получив у одного умирающего паломническое одеяние, он не позаботился о душе; и теперь черти, окунув эту
28
одежду в какую-то жидкость, ударили ею священника по лицу. С воплем "Помогите, умираю, горю!" он пробудился и был отнесен с ожогами в больницу (Там же. С. 76).
В этом мире (открывшемся нам благодаря исследованиям, в частности и российского историка А.Я. Гуревича, из блестящей работы которого,
|