|
торым были подвержены представители тех или иных сословий: монахи - лицемерию, рыцари - разбою, купцы - обману и ростовщичеству, клирики - симонии (приобретение должностей за деньги).
В 1215 г. IV Латеранский собор вменил всем верующим обязательную ежегодную исповедь и покаяние в грехах перед лицом священника, представителя Бога. Очищение от грехов посредством исповеди считалось настолько действенным средством исцеления души, что способно было даже изменить внешний вид человека. Так было, рассказывается в одном из "примеров", с неким юношей, который предал себя дьяволу, но зайдя в церковь, исповедался. Когда он вышел, обитавший поблизости бес спросил его, не видел ли он его приятеля. - "Ты не узнаешь его?" - "Узнал бы я, -- ответил черт, -. если б он был как прежде". - "Это я, что вчера был твоим другом, но Господь милосердный избавил меня от твоего общества" (А.Я. Гуревич. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М, 1989. С. 152). Верили, что на том свете на каждого ведется специальное "дело", в котором фиксируются все прегрешения и добрые дела
24
Список грехов на Страшный суд притаскивают бесы, список добрых дел, обычно меньший по объему, предъявляют ангелы. Оба списка кладутся на весы и взвешивание определяет, куда душе держать путь: в Рай или в Ад. Но случались и неожиданности. Об одной из них рассказывается в "Книге примеров и проповеднической практики": "Когда грехи Карла Великого перевесили, святой Иаков принес множество камней и положил их на чашу весов к добрым делам императора, решив тем самым судебное разбирательство в его пользу". В "Диалогах о чудесах" Цезарий Гейстербахский рассказывает о богатом кельнском бюргере, который, услыхав от священника о том, что "апостолы будут судить род людской, призадумался и решил купить камней на будущее: когда в Судный день на весы будут положены его добрые
|