|
м, крестьяне - ногами (см. стр. 46-47).
Согласно средневековым представлениям, жизнь человеческая разделяется на шесть периодов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, которым соответствуют шесть исторических эпох - от сотворения мира до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до царя Давида, от Давида до вавилонского плена, от вавилонского плена до рождества Христова, и последний период - от Рождества Христова до конца света. Возрастам человеческим (и историческим эпохам) средневековое сим
17
волическое сознание уподобляло часы дня: на заре трудился праведный Авель, третий час - время Ноево и построения ковчега, девятый час - законодательство Моисеево, вечер _ пришествие Христа. Периоды человеческой жизни, как их отмеряло Средневековье, не совпадают с современными представлениями. Считалось, что юность длится до двадцати пяти лет, зрелость - до сорока пяти, а после того наступает старость. Историко-демографические исследования подтверждают, что люди в средние века умирали рано: голодовки, эпидемии, войны делали свое дело1.
Средневековая социология
Средневековая концепция человека не сводима к, хотя и противоречивому, единству его души и тела. Образ человека включал также в себя и его социальную функцию: место в обществе и обусловленные этим обязанности. Сознание незыблемости социальной иерархии - одна из специфических черт менталитета средневекового человека: долг каждого оставаться там, куда поместил его . Бог; стремиться к возвышению - значит проявлять гордыню, опуститься - предосудительно. Следует почитать земной порядок, который не что иное, как лишь сколок с общества небесного: Царь царей, - утверждал в начале XIII в. Герар, епископ Камбрэ и Арраса, - организует небесное, духовное общество, равно как и общество земное, мирское по различным чинам; распорядок чинов на небе и на земле священен,
|