|
венства, т. е. такой, в которой совершалось богослужение, не было: клирики отличались от мирян лишь преимущественным употреблением белых одеяний и тем,
127
что они выстригали на голове тонзуру. В быту клирики одевались как миряне, но литургическая одежда была парадной и изготовлялась из лучших льняных, шерстяных и шелковых тканей, часто ярких цветов, украшенных вышивкой. При этом церковь более отчетливо сохраняла традиции античного (т. е. языческого) костюма, нежели мирская мода. На нижнюю рубаху и брэ клирик надевал стихарь - своего рода тунику, сшитую из белого полотна (отсюда его латинское название альба - "белая"), длинную, стянутую в поясе, с узкими рукавами. Подол стихаря иногда украшался аппликациями из цветного шелка и вышивкой. Поверх стихаря надевали другую тунику, более короткую и прямую - далматику - типичное одеяние диаконов, которое носили, однако, и епископы. Рукава далматики были широкими, а по бокам иногда делались разрезы, открывавшие украшение стихаря. Ранние далматики были белыми, подчас с пурпурными аппликациями, после X в. встречаются желтые, синие, фиолетовые, красные, зеленые.
На шею клирики надевали прямоугольный льняной плат - амикт (наплечник) со шнурками по углам, которые закреплялись под мышками. По-видимому, амикт первоначально служил покрывалом, которое все верующие набрасывали на голову и плечи во время молитвы, но в XI в. священнослужители его уже носят под стихарем, а с середины XII в. закраину амикта, которая виднелась сквозь вырез туники, украшают воротом или обшивкой. Поверх далматики надевали столу (епитрахиль) - длинную льняную ленту, украшенную вышивкой - шелком и золотой нитью. Стола отличала разные разряды клира: дьяконы носили ее через плечо, так что лента проходила через грудь по диагонали; священники перекрещивали концы столы на груди, а епископы, обернув столу вокруг шеи, отпускали
|