|
стороны, церковь враждебно относилась ко всяким играм и пляскам, представлениям жонглеров, языческому театру, с другой - в самом богослужении заключен элемент театральности, и церковь понимает силу воздействия процессий и наглядных образов театрального действа. Вот почему духовенство начинает использовать драматические эффекты для пропаганды Библии: сперва инсценировка отдельных библейских эпизодов - волхвы въезжают верхом в церковь, ангел и жены-мироносицы разыскивают гробницу Христа; затем действие усложняется, воспроизводя то рассказ о грехопадении Адама и Евы, то историю распятия Христа. Европейская религиозная драма представлена тремя основными типами: литургическая драма, полулитургическая драма и мистерия.
Литургическая драма, по сути, часть праздничной литургии (на рождество и на пасху) и разыгрывается она перед алтарем на языке богослужения, т.е. на латинском языке. Ее актерами являются духовные лица, облаченные в соответствующие одеяния - альбу и рясу. Полулитургическая драма перемещается от алтаря в церковный неф (корабль) и даже к порталу храма. Текст в основном остается латинским, но в него вкрапливаются партии на народных наречиях. Костюм несколько приближается к одеждам эпохи. Актерами в основном остаются священники и клирики, но иногда привлекаются и миряне. Женские роли по-прежнему исполняются мужчинами. Воздвигаются подмостки, на которых находятся актеры, причем говорящий выдвигается немного вперед, чтобы после окончания реплики занять прежнее место. Наконец, мистерия - она покидает храмовое пространство, здание и оставляет латинский язык. Ее действие переносится на площадь перед церковью, актерами становятся горожане - ремесленники
125
и торговцы, а также низшая знать и клир. Язык - разговорный, а платье - богатые одежды того времени. Сюжеты мистерии черпались из христианской мифологии, но переосмысливались
|