|
венно в Италии. Пг., 1917.
Сага о Сверрире. M., 1988.
Сага о Греттире. Новосибирск, 1976.
Снорри Стурлуссон. Круг земной. М., 1970.
Старшая Эдда. М., Л., 1963.
РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНЫЕ "ВОПЛОЩЕНИЯ" СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА
До сих пор речь шла о средневековом человеке как "коллективной личности", как историко-культурном типе - об основных особенностях видения им мира, его социальной психологии, "привычках" сознания (ментальности), стереотипах поведения. В этом разделе модель конкретизируется. Здесь рассматриваются некоторые ее - основные - типы, прежде всего те ее воплощения, которые выделяло уже само Средневековье.
"Молящиеся" - духовенство
Согласно учению времени высокого Средневековья трехфункциональном общественном устройстве, духовенство относили к первому разряду. В теории оно представляло собой единую социальную категорию, обладавшую общим главой - папой римским. Он занимал вершину иерархии, подобной вассальной иерархии, объединявшей рыцарство. Церковная иерархия состояла из нескольких ступеней: епископы, священники, диаконы, низшие клирики. Единство духовенства подчеркивалось общностью исполняемой ими функции - богослужения, которое должно было отправляться единообразно, на одном (латинском) языке, в одно и то же время и в соответствии с единым календарем во всех церквах Европы.
123
Однако идеальное универсалистское единство церкви, которое с такой энергией насаждали и поддерживали многие папы с середины XI в., стояло в противоречии с тенденцией к партикуляризму, естественной в средневековых условиях. В одних случаях церковь той или иной страны становилась "королевской" церковью, поддерживая короля против папы, в других - епископы превращались в территориальных князей, стремившихся к упрочению своего самостоятельного государства. Местные традиции приводили к различным формам богослужения, что служило
|